На страницах блога «Исторический туризм» мы уже знакомились с одним творением каталонского архитектора Антонио Гауди – Домом Мила. Эта была последняя гражданская постройка архитектора, перед тем как он полностью погрузился в работу над Собором Святого Семейства. Знаем мы и то, что основным источником вдохновения для Гауди была природа. Он мог часами ходить по лесам, полям, средиземноморским побережьям, угадывая в плавных линиях пейзажа образы своих будущих зданий.
Один из проектов великого Гауди предоставил ему уникальную возможность совместить стихию природы и выразительность собственного архитектурно гения. Этот проект – парк Гуэль, расположенный на севере Барселоны. На 15 гектарах парка, расположенного на возвышенности Пелада, Гауди проявил себя как архитектор и ландшафтный дизайнер, за каждым творением которого скрыто множество смысловых планов.
История строительства
Как мы выяснили из обзора про Дом Мила, Каталония рубежа XIX-XX вв. представляла собой динамично развивающийся промышленный регион Испании. Стремительно богатевшая промышленная буржуазия все громче заявляла свои права на привилегированное положение в обществе в пику терявшему свое былое величие дворянству. Она была носителем передовых идей эпохи.
Одним из таких воодушевленных новаторов был Эусеби Гуэль, сделавший свое состояние, владея текстильными фабриками. Он был крупным промышленником и ярым сторонником самобытного культурного пути Каталонии. Вел активную общественную жизнь, был депутатом кортесов. В своем стремлении к общественному и культурному прогрессу Гуэль решился на масштабный проект: он захотел построить свой город. Город-сад, который будет авангардом нового времени. Для этого он выкупил большой участок земли на северной окраине Барселоны, поделил его на 62 участка и выставил на продажу. Покупателей на них почти не нашлось – город-сад существовал пока только в воображении Гуэля, а то, что было в реальности, представляло собой всего лишь удаленный участок земли на возвышенности.
Однако Гуэль не терял оптимизма и приступил к поиску архитектора для превращения 17 гектар возвышенности Пелады в город будущего. И естественно, его выбор пал на тогда уже широко известного архитектора Антонио Гауди, хотя масштабность проекта потребовала участия и других архитекторов: Жуана Рубьо, Франческа Беренгера, Льоренса Матамалы и др.
При работе над проектом Гауди взял за образец «Сад фонтанов» французского города Ним, в котором он учился. Еще одним источником вдохновения для зодчего стали пейзажи испанской и французской Каталонии, традиционные средиземноморские сооружения: египетские и греческие храмы. Проект предусматривал создание общественных зон, дорог, аллей. 60 участков для жильцов предполагалось сделать треугольной формы, окружив каждый дом садом.
По-своему переосмыслил Гауди и проблему рельефа местности (перепад высот на склоне горы, где расположен парк достигает 60 метров). Он решил представить пространство парка как условный путь человека к духовному просветлению, расположив внизу у входа здания в подчеркнуто фривольном стиле, а на самом верху расположил часовню, святое место, куда людям предстояло подыматься подобно паломникам.
Вход в парк
Так как проект представлял собой прообраз некого идеального города-сада, то и вход в него должен был ассоциироваться с библейскими вратами рая, ведущими в идеальную обитель. К тому же Гауди стремился с самого начала привлечь внимание посетителей парка, сразу погрузить их в фантасмагорический мир, используя причудливые формы, символы и знаки. Окружающая пар стена сложена из грубого местного камня и украшена керамическим бордюром, на котором чередуются круглые медальоны с надписями «Парк» и «Гуэль». Всего в стене размещено 15 медальонов, диаметром 1,4 метра. Они составлены из разноцветных кусков мозаики «тренкадис».
Главный вход расположен в самой низкой части территории парка. Гауди планировал разместить у него пару механических газелей, складывающихся при открытии ворот, однако эту идею так и не реализовал. Кроме главного входа, в парк можно попасть через 5 других, менее эффектных.
Возле главного входа Гауди спроектировал два павильона, поражающих своими фантастическими формами. В малом павильоне сейчас располагается администрация парка. Он состоит из двух этажей, небольшой террасы и башни, увенчанной крестом с двумя перекладинами на 29-ти метровой высоте. Большой павильон ранее служил качестве привратницкой. Здесь были кухня, гостиная, несколько спален, маленький балкон и чердак. Оба павильона увенчаны куполом в виде гриба и облицованы диким камнем и мозаикой «тренкадис». Существует точка зрения, что на образы для павильонов Гауди вдохновила опера «Гензель и Гретель», представленная в Барселоне в 1901 г.
При проектировании и строительстве павильонов Гауди традиционно для своего творчества старался избегать острых углов и ребер, отдавая предпочтение овальным и обтекаемым формам. Для кровли зодчий использовал сочетание новой геометрии с традиционной каталонской техникой перегородчатого свода, когда тонкие кирпичи кладут слоями, скрепив их раствором, чем достигается изящная и прочная конструкция. Гауди также применил систему, основанную на модулировании: изготовлении ряда деталей из тонкого кирпича в мастерской с последующей доставкой к месту сборки, где из них монтировали различные элементы павильонов.
Пространство за павильонами образует вестибюль парка, своеобразную прихожую-площадь в 400 кв. м. Здесь начинается монументальная парадная лестница, ведущая к гипостильному залу и система дорог, проходящая по всей территории парка. Используя особенности рельефа местности, Гауди вырыл по обе стороны парадной лестницы два помещения, укрепленных диким камнем. Пространство слева от лестницы (если стоять к ней лицом) предназначалось под склад и гараж для экипаже и автомобилей. Помещение справа служило навесом для экипажей в дождливые или слишком жаркие дни. Из-за своей характерной форы оно зачастую сравнивается со слоном.
Парадная лестница
Центральной частью ансамбля у входа в парк является величественная парадная лестница в 45 ступеней (три пролета по 11 ступеней и один в 12), шириной 8,1 м. и длинной в 20 метров. Она разделена пополам группой фонтанов и скульптур. Первый фонтан (расположенный в самом низу) олицетворяет своей окружностью вселенную, а установленный на нем циркуль с делениями символизирует творческие гении инициатора создания парка Гуэля и архитектора-реализатора Гауди. Второй фонтан, расположенный на следующем лестничном пролете, украшен скульптурой в форме медальона. На нем выложен мозаикой каталонский желто-красный флаг и снизу выделена голова змеи, окруженная керамическими инкрустациями и представляющая медицину.
Отдельно стоит остановиться на третьем фонтане, представленным скульптурой в виде треножника и красочным керамическим драконом (по другим трактовкам – саламандрой), символом парка. Треножник, по одной из версий, символизирует Дельфийский оракул из храма Апполона, а по другой – является хвостом змей из медальона второго фонтана. Трактовки образа дракона еще более многообразны: его отождествляют с мифологическим змеем Пифоном, охранявшим подземные воды Дельфийского храма, с саламандрой – символом огня в алхимии и, наконец, с гербом французского города Ним, где провел юность сам Гуэль.
Последний четвертый пролет разделяет скамья в форме одеона. Гауди расположил её таким образом, что бы летом она всегда находилась в тени, а зимой на солнце.
Рынок
Наравне с вестибюлем парка, центром общественной жизни будущего города-сада предстояло стать гипостильному залу или т.н. рынку, расположенному на втором уровне парка. Именно к нему и ведет величественная лестница с фонтанами. Изначально это место планировалось как рынок для жителей города сада. Предназначенный для торговли зал образуют 86 шестиметровых колонн с дорическом стиле. Это опоры, несущие нагрузку расположенной сверху площади. Колонны сложены из строительных отходов, скреплены раствором и напоминают древний мрамор. Наружные колонны немного наклонены внутрь, что придает конструкции максимальное равновесие. Потолок между колоннами выполнен в виде полукруглых сводов, облицованных все той же мозаикой «тренкадис» и украшенных цветными плафонами. Своды потолка украшены красочными плафонами, изготовленными сотрудником Гауди архитектором Жужолом. 4 больших плафона диаметром в три метра с крюками для светильников олицетворяют времена года, на всех них изображено солнце с двадцатью лучами. 14 маленьких плафонов символизируют лунный цикл, на них изображены вихри и спирали. Все плафоны изготовлены из кусков керамики, осколков бутылок, чашек, игрушек и посуды.
Под залом расположен большой резервуар для дождевой воды, вместимостью 1200 кубометров, которая предназначались для нужд жителей.
Главная площадь
В центре парка Гауди помещает широкое пространство по образцу греческого театра, призванное стать еще одним важным центром общественной жизни города. Оно должно было быть местом проведения различных торжественных мероприятий, процессий, праздников. Сам Гауди мыслил эту площадь в качестве огромной театральной сцены, однако не одного спектакля она так и не увидела.
Половину площади окаймляет огромная волнообразная скамья длинной 110 метров. Она должна была служить балюстрадой площади, скамьей для посетителей, смотровой площадкой и системой стока дождевой воды. Существуя в качестве единого произведения, скамья состоит из выпуклых и вогнутых модулей. Их чередование позволило Гауди не отходить от собственной приверженности к изогнутым линиям и комбинировать участки скамьи, что делало ей одинаково удобной и для влюбленных парочек, и для больших компаний.
Наверное именно в скамье парка Гуэля Гауди достиг самого яркого эффекта, применяя технологию мозаики «тренкадис». При этом отделку внутренний части скамьи Гауди доверил своему сотруднику Жозефу Жужолу, предоставив тому полную свободу действий. В оформлении мастера использовали отходы керамики и битую посуду наравне с дорогими материалами, привезенными из Венеции. Мозаика изображает морских существ, знаки зодиака, абстрактные рисунки и художественные образы.
Дорожная карта Гауди.
Большое внимание Гауди уделил вопросу коммуникации в парке. Мысля трудный метафорический путь на Голгофу, он, одновременно, стремился сделать парк удобным для посетителей. 60-ти метровый перепад высот был вызовом его гению. И он с ним блестяще справился.
Разветвленная система дорог и тропинок включает в себя три вида дорог разного назначения. Главная магистраль – дорога Розария, представляет собой широкую улицу шириной в 10 метров. Она построена на месте древней римской дороги, ведущий в Сан Кугат, и делит парк пополам. Пешеходная зона проспекта отделена цепью каменных шаров, напоминающих бусины гигантских четок.
Доступ к большинству предполагаемых домов парка должен был обеспечиваться другой извилистой дорогой, на которой сооружено три виадука. Их назначение как раз и состояло в том, чтобы преодолеть препятствия пересеченной местности. Построенные из кирпича, выложенные камнем, добытым прямо в парке, они напоминают горные скиты, часовни и гроты, столь характерные для каталонского пейзажа.
Наконец, общую систему дорог парка завершают пешеходные тропинки со ступеньками, проложенные на крутых откосах. Они связывают напрямик остальные дороги и позволяют при необходимости быстро перемещаться между уровнями парка.
Голгофа
На самой верхней точке парка Гауди собирался возвести часовню. Однако были сооружены лишь три креста. Они имеют разный размер и ориентированы в разных направлениях. После начала работ здесь были обнаружены пещеры с ископаемыми носорогами и другими животными. Это побудило Гауди создать кресты в духе мегалитических талайотов Балеарских островов, что, по его замыслу, должно было подчеркнуть древность парка и всей Каталонии.
Я осознанно решил не выкладывать фотографии Гологофы. Скажу лишь, что оттуда открывается потрясающий вид на Барселону. Не буду нарушать замысла великого архитектора и предоставлю каждому возможность самостоятельно пройти его метафорический путь духовного очищения.
Судьба парка. Гениальный недострой?
Несмотря на всю амбициозность проекта Гуэля и Гауди, он не смог привлечь внимание потенциальных жильцов. В рассчитанном на 60 семей городе-саде было построено всего три дома: для Гауди, Гуэля и их общего друга адвоката Триаса Доменека. В связи с началом Первой мировой войны интерес к парку Гуэля сошел на нет, и все строительные работы были прекращены в 1914 г. Какое-то время парк использовался для проведения праздников и собраний. В 1922 территорию выкупила мэрия Барселоны для организации здесь общественного парка. Гражданская война в Испании, к сожалению, не обошла стороной этот тихий оазис. В 1936 году были разрушены все три креста Голгофы: нынешний кресты являются точными копиями. В 1984 году ЮНЕСКО объявила парк памятником мирового значения. Свой сегодняшний облик парк приобрел после реставрационных работ, проходивших с 1987 по 1994.
Парк Гуэль является замечательным примером того, как даже не до конца реализованный проект может стать шедевром. Города-сада будущего не получилось. Зато получился удивительный по композиции парк, прогулка по которому может стать сама по себе маленьким путешествием по миру образов великого архитектора. Не упустите возможность его совершить!
P.S. При написании статьи использовались материалы из книги Парк Гуэль. Полный путеводитель. Барселона. 2010. Пер. Ксения Дмитриева
См. также: Ла Педрера – последняя гражданская постройка Гауди